С каждым годом желающих самостоятельно выходить на воду, управляя парусными яхтами, становится все больше. Каждый рано или поздно становиться перед выбором, по какой программе проходить обучение управления яхтой. На сегодняшний день существует несколько школ, специализирующихся на подготовке профессиональных шкиперов: IYT, ISSA, RAY и т.д.- хотя это еще далеко не весь список, он может быть расширен существующими другими. Основное, что отличает программы обучения — стоимость программы и формат проводимых занятий.
В каком порядке проходить обучение?
Процесс подготовки проходит в 2-3 этапа, включающие в себя теоретическую часть, практическую во внутренних водах и практику в море или океане. Главное отличие от водительского удостоверения на управления автомобилем — это то, что единого документа на управление парусным судном нет. Регулируется порядок обучения и выдачи удостоверений международной морской 40 резолюцией конвенции IMO при ООН, подписанной в 2011 году. В ней оглашается порядок прохождения обучения и аттестации шкиперов. В самом начале данной конвенции сказано, что она применяется только к судам, которые будут использоваться в коммерческих целях и не применяться в любительских целях начинающих яхтсменов. Помимо всего этого, условия, прописанные в данной резолюции, оказывают основное влияние на яхтсменов.
В связи с этим, базовые знания и навыки, описанные в данной конвенции, легли в основу большинства учебных программ, в том числе таких как IYT и RYA . Наряду с этим, существенного отличия среди программ обучения яхтингу различных школ нет. Все сертификаты и удостоверения носят рекомендательный, а не установленный законодательный характер. На данный момент не принят международный свод правил, который бы признавал какое-нибудь удостоверение и регулировал признание других. В каждой стране действуют свои подходы к обучению, так же, как и порядок предоставления яхт в чартерных компаниях.
Арендодатели яхт находятся между двух огней: большим желанием сдать лодку в аренду и страхом доверить яхту непрофессиональному шкиперу. Ввиду этого, стоит говорить не о значимости документов, а о доверии к ним. Чаще всего действительность и распознаваемость сертификатов отличается от каждой страны. К примеру, сертификат ICC (International Certificate of Competence), считается единственным сертификатом, который признают в странах центральной Европы, но вместе с тем чартерные компании охотно сдают парусные яхты владельцам «нелегитимных» сертификатов IYT, RYA.
Любой один из сертификатов может быть отвергнут одной чартерной компанией и принят в другой, даже соседней. Капитану в такой ситуации стоит переживать не о значимости своих дипломов, а о полученном практическом опыте и приобретенных знаниях. Имея за плечами багаж знаний, Вы в любой ситуации будет уверены – как в море, так и на берегу, в диалоге с любым арендодателем яхт. Имеющиеся в наличие сертификаты IYT и RYA являются всего лишь достойной гарантией вашей компетентности.
Коммерческая структура, главный офис которой находится в Канаде. Школы IYT находятся во всем мире. Максимальное количество же их сосредоточено на территории таких государств, как Россия, Украина и страны Балтии.
Отличие от RYA, структура IYT не национализирована. Для того, что бы стать школой-партнером и проводить обучение, вовсе не обязательно иметь американское гражданство. Обучение проходит на родном языке курсантов. Профессиональный курс обучения «IYT MOY 200T» получил официальное признание американским US Coastguard и английским MCA, что позволяет их владельцу ходить на яхтах под любым флагом британского содружества, США и ряда островных государств в Карибском бассейне и Тихом океане. Юридическая область IYT гораздо шире, чем у RYA. Сертификаты IYT признаются чартерными компаниями во всем мире.
Основной недостаток данной программы обучения является слабый контроль за работой школ. В отличии от RYA, контроль вновь открывающихся школ осуществляется очень редко и поверхностно. В русскоговорящих странах открыто очень большое количество школ IYT. При отсутствии контроля со стороны головного офиса, школы могут очень кардинально различаться по сроку обучения, изложению программы и качеству предоставляемого материала. Есть большое количество желающих получить сертификат, не затрачивая свое свободное время и усилия на процесс обучения. В таком случае, самый легкий путь решения данного вопроса – денежный. Те, кто понимает всю серьезность процесса обучения и согласны «учиться» по книгам, проводить бессонные ночи в море, тщательно относятся к выбору школы, которая проводит обучение и выдачу желаемого сертификата.
Английская королевская ассоциация, чьи сертификаты признаются во многих странах мира. Рассказывая об этой структуре, следует сказать, что по-мнению британцев, занятия должны проходить только на английском языке. Открыть учебный центр RYA может только гражданин (резидент) Великобритании.
Минусами данного сертификата являются:
Европейская общественная организация яхтинга – выдает сертификаты по средствам парусных центров находящихся в Европе. Процесс аттестации школ ,выдающих сертификаты ISSA, не отрегулирован. Чаще всего логотип ISSA постоянно используют парусные школы, которых отстранили от IYT, по подозрению в торговле сертификатами. Широкое применение данный сертификат нашел в Польше. Чаще всего польские школы обучают управлению яхтой с выдачей данного сертификата.
Это пример сертификата, исходящий от подписанной резолюцией 40-транспортной комиссии европейского экономического комитета от 1998 года.Взяв во внимание срок давности, попытка европейской бюрократии навязать яхтсменам обязательное применение сертификата государственного образца оказалась не очень хорошей затеей.
Ввиду отсутствия других законодательных документов, регулирующих данный вопрос, ICC выглядит единственным действующим документом в странах, принявших эту резолюцию. Однако, в связи с отсутствием способности государственных структур регулировать подобные вопросы, этот документ трудно назвать «авторитетным документом».
На сегодняшний день документ, выданный ГИМСом, является единственным документом, позволяющим управлять парусным и моторным судном на территории Республики Беларусь. Процесс обучения очень серьезный и позволяет ходить по водам стран, подписавших резолюцию № 40: Австрия, Беларусь, Болгария, Германия, Ирландия, Литва, Люксембург, Нидерланды, Румыния, Словакия, Соединенное Королевство Великобритании, Северной Ирландии, Финляндия, Хорватия, Чешская Республика. Программа обучения точно такая же, как и для хождения в море.
Обучение управлению яхтой дело не из легких и недешевых. Прежде чем Вы пойдете учиться в какую-нибудь парусную школы, необходимо четко понимать для чего это нужно, какие цели Вы преследуете? Правильно выбранный формат обучения позволит сэкономить и получить именно то, что нужно. Мы поможем Вам определиться и правильно сделать выбор на первом, пробном занятии.
Подробно ознакомиться с нашей программой обучения Вы можете здесь. Чтобы управлять яхтой в море, необходимы сертификаты, чтобы благополучно вернуться — нужны знания! Поэтому выбирайте сертификат, исходя из предполагаемого места хождения на яхте, и уделяйте большое внимание практическим занятиям на воде.
Опубликовано 30.05.2018